Коммунальное государственное учреждение «Управление образования акимата Северо-Казахстанской области»

Версия для слабовидящих

Развитие МКШ и ресурсных центров

Деятельность малокомплектных школ и ресурсных центров в Северо-Казахстанской области

В области преобладает число малокомплектных школ. В 2016-2017 учебном году — 413 школ (79,9%), в 2017-2018 году — 382 школы (78,6%), в том числе 378 находятся в сельской местности. Контингент учащихся в малокомплектных школах составляет 24528 учащихся.

Для обеспечения равного доступа учащихся к качественным образовательным услугам в 2017 году в области открыто 2 ресурсных центра (опорных школ) (2016 г. — 3 РЦ).

Сеть ресурсных центров по итогам 2018 года составила 19 единиц, (Тайыншинском — 3, Айыртауском, им. Г. Мусрепова, Мамлютском, Уалихановском — 2, Акжарском, Аккайынском, Есильском, Кызылжарском, Жамбылском, М. Жумабаева, Тимирязевском, Шал акына районах — 1).

К данным ресурсным центрам (опорным школам) прикреплено 51 магнитная школа (33 — основных школ, 18 — средних школ) с контингентом учащихся 2309 человек. Во время сессии дети могут проживать в 14 пришкольных интерната, в котором созданы все благоприятные условия для проживания.

Ресурсные центры имеют достаточную материально-техническую базу: имеются кабинеты новой модификации, мультимедийные кабинеты, трудового обучения.

168 школ не соответствуют гарантированному нормативу, утвержденному Постановлением Правительства РК от 21.12.2007 г. № 1256.

Наименование районов Всего школ Всего учащихся всего МКШ уч-ся в МКШ % школ % учащихся в 1 смену в 2 смены
Айыртауский 50 5087 45 3003 90,0 59,0 22 28
Акжарский 25 2538 23 1742 92,0 68,6 8 17
Аккайынский 24 2336 20 1412 83,3 60,4 10 14
им. Г. Мусрепова 46 5478 40 2934 87,0 53,6 25 21
Есильский 39 3222 34 1683 87,2 52,2 25 14
Жамбылский 39 3095 35 1722 89,7 55,6 29 10
Кызылжарский 45 5614 36 2560 80,0 45,6 27 18
М. Жумабаева 46 3829 39 1844 84,8 48,2 38 8
Мамлютский 26 2457 23 1655 88,5 67,4 11 15
Тайыншинский 57 6475 44 2798 77,2 43,2 26 31
Уалихановский 24 2686 20 1264 83,3 47,1 11 13
Тимирязевский 19 1529 18 1132 94,7 74,0 19 0
Шал акына 36 2863 33 1689 91,7 59,0 18 18
г. Петропавловск 35 21910 3 262 8,3 1,2 2 34
Обл. учреждения 6 1419          6  
итого 517 70538 413 25700 79,9 36,4 277 241

 

Районы  Всего ресурсных центров  Всего магнитных школ    
Проживают в интернате Ежедневный подвоз ОШ СШ в ресурсных центрах в магнитных школах
Айыртауский 2 6 0 2 5 1 769 274
Акжарский 1 2 1 0    2 497 155
Аккайынский 1 2 1 1 2   245 70
им. Г. Мусрепова  2  7 2 2  5 2 687  259
Есильский 1 1 1   1   253 41
Жамбылский 1 2 0 1 1 1 537 91
Кызылжарский 1 1 1 1   1 190 87
М. Жумабаева 1 5 1 1 3 2 323 177
Мамлютский 1 3 1 1 1 2 90 183
Тайыншинский 3 7 3 3 7 0 618 321
Тимирязевский 1 2 0 1 0 2 397 130
Уалихановский 1 4 1 1 4   521 115
Шал акына 1 3 1 3 3  0  96 103
Итого: 17 45 13 17 32 13 5223 2006

Деятельность малокомплектных школ и ресурсных центров в Северо-Казахстанской области

Малокомплектные школы составляют 66% процентов из числа всех школ страны, а в нашей области их доля процентов составляет 81%. Изучение состояния сельских малокомплектных школ показало, что в них нет условий для полного удовлетворения образовательных потребностей детей, их всестороннего развития, имеются трудности в организации углубленного и профильного обучения с учетом способностей и интересов школьников.

По результатам мониторинга качества процесса обучения, исследования по проблеме повышения качества образования в объединенных классах малокомплектных школ были определены актуальные проблемы МКШ (небольшая еженедельная нагрузка, отсутствие учебно-методических комплексов для объединенных классов и нормативных документов, регулирующих деятельность опорных школ — ресурсных центров, положения о региональных центрах по развитию малокомплектных школ и т.д.).

Для решения этих проблем была определена цель: «Методологическое и научно-методическое обеспечение развития малокомплектных школ и ресурсных центров» и поставлены задачи:

  • осуществление исследований по проблемам развития сельской малокомплектной школы;
  • сопровождение организации научно-методической деятельности МКШ и ОШ-РЦ;
  • разработка, апробация и внедрение научно-методического обеспечения инновационных процессов в малокомплектных сельских школах области
  • изучение педагогических потребностей учителей МКШ и ОШ-РЦ с целью повышения профессиональной компетентности.
  • повышение квалификации руководящих работников и учителей сельских малокомплектных школ через семинары, практикумы, индивидуальные консультации.
  • оказание методической помощи молодым педагогам в преодолении различных затруднений в конструировании и анализе урока
  • осуществление координации деятельности и научно-методического руководства работой ресурсных центров, созданных на базе областных ИПК.

Одна из серьёзных проблем сельской школы — недостаточная подготовленность выпускников к успешной социализации в обществе, активной адаптации на рынке труда. И одним из действенных, наиболее эффективных механизмов обеспечения качественным образованием обучающихся сельских школ в условиях перехода на 12-летнее обучение является — ресурсный центр. Именно, в условиях Ресурсного центра, создаётся система подготовки в старших классах, развивается индивидуализация и дифференциация обучения, используется вариативное образование, которые взаимосвязываясь между собой, раскрывают основные аспекты профильного обучения.

С целью повышения качества предоставления образовательных услуг, повышения качества знаний, учащихся обучающихся в малокомплектных школах для внедрения профилизации согласно программы ГПРО на 2010–20 гг. с 2012 по 2015 гг. будут созданы 14 ресурсных центров. На сегодняшний момент в области функционируют 10 РЦ (Жамбылский район — Пресновская школа-гимназия им. И. Шухова, Айыртауский район — Саумалкольская средняя школа № 2, Есильский район — Николаевская средняя школа, Кызылжарский район — Асановская средняя школа, Мамлютский район — Воскресеновская средняя школа, Тайыншинский район — Средняя школа № 2 г. Тайыншы, Карагашская средняя школа, Уалихановский район — Кишкенекольская средняя школа № 2, Аккайынский район — Токушинская школа-гимназия, район М. Жумабаева — Возвышенская средняя школа).

Ресурсный центр представляет собой комплекс школ, образующих единую образовательную систему, которая позволяет интегрировать все имеющиеся ресурсы и за счет этого компенсировать недостающие ресурсы в отдельно взятых малокомплектных школах.

Все эти проблемы, а также вопросы повышения качества образования стали главной цельюобеспечения развития малокомплектных школ.

Сведения о деятельности ресурсных центров

В целях реализации мероприятий Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 гг., управлением образования Северо-Казахстанской области издан приказ №502 от 05 сентября 2011 года, разработан график поэтапного создания 14 РЦ до 2015 года.

На текущий момент в области функционирует 12 РЦ, к которым прикреплены 35 магнитные школы:

Название района Название опорных школ (ресурсных центров) Прикрепленные магнитные школы Год открытия
1. Уалихановский район Кишкенекольская Аккудыксая ОШ
Жаскайратская ОШ
Карашиликская ОШ
Шагырсайская ОШ
2011 год
2. М. Жумабаева район Возвышенская СШ Енбекши-Казахская СШ — 1 уч.
Веселовская СШ — 3 уч-ка
Писаревская СШ — 15 уч-ся
Александровская СШ — 3 уч-ся
Бастомарская СШ — 12 уч-ся
2011 год
3. Айыртауский район Саулмалкольская СШГ №2 Кирилловская СШ
Антоновская СШ
Комаровская ОШ
Кутузовская ОШ
2012 год
4. Есильский район Николаевская СШ Спасовская СШ — 12 уч-ков
Жаргаинская ОШ — 9 уч-ков
Мектепская ОШ — 14 уч-ков
2012 год
5. Аккаинский район Токушинская СШГ Камышловская ОШ — 10 уч-ся
Тюменская ОШ — 14 уч-ся
2013 год
6. Тайыншинский район Карагашская СШ Калиновская ОШ
Константиновская ОШ
Аймакская ОШ
2013 год
7. Тайыншинский район Тайыншинская СШ№2 Новоприречная СШ 2013 год
8. Мамлютский район Воскресеновская СШ Афонькинская СШ
Леденевская СШ
Искровская НСШ
2013 год
9. Кызылжарский район Асановская СШ Шаховская СШ
Бугровская ОШ
2014 год
10. Жамбылский район Пресновская СШ Петровская ОШ
Новорыбинская СШ
2014 год
11. Акжарский район Талшикская СШ Бостандыкская СШ
Кинашинская СШ
Акжаркинская СШ
2014 год
12. район им. Габита Мусрепова Калиновская СШ Березовская СШ
Чернобаевская ОШ
Старобельская ОШ
2015 год
12 ресурсных центров 35 магнитных школ прикреплены к ресурсным центрам 2011-2015 годы

КГУ «Центр методической работы и информационных технологий в сфере образования» и управление образования СКО ведут совместную работу по оказанию содействия в организации и развитии целостной образовательной системы РЦ, реализующей образовательные программы разных уровней магнитных школ, входящих в данные ресурсные центры.

В плане работы решения вопросов методического сопровождения учебно-воспитательного процесса РЦ и магнитных школ: создание и организация работы творческих групп по повышению эффективности образовательного процесса, ориентированного на личностное развитие ребенка; обобщение передового педагогического опыта педагогов по организации работы ресурсных центров, организация и проведение региональных семинаров, научно-практических конференций и конкурсов.

Так в 2014 году с целью развития образовательного процесса в сельских школах и РЦ на базе Воскресеновской СШ Мамлютского района состоялся Республиканский семинар «Доступность качественного образования в условиях сельской школы».

В семинаре приняли участие представители НАО им. Ы. Алтынсарина, управления образования, организации образования Карагандинской, Павлодарской, Алматинской, Кустанайской, Акмолинской областей, директора, заместители директоров по учебной и воспитательной работе, учителя малокомплектных школ 13 районов СКО. Всего в семинаре приняли участие более 200 человек.

Работа семинара проходила по трем модулям. Были продемонстрированы панорамные уроки, мастер классы и работа дискуссионных площадок.

6 марта 2014 года на базе Бастомарской СШ района М. Жумабаева прошел областной семинар «Инновационные технологии как совершенствование методов преподавания в МКШ».

Участники семинара поделились инновационным опытом работы, актуальными проблемами по организации учебно-воспитательного процесса и определили эффективные пути повышения качества образования в МКШ. В работе семинара приняли участие более 74 человека.

18 марта на базе Озерной СШ Кызылжарского района 2014 года прошел областной семинар для учителей начальных классов и учителей казахского языка. Работающих в совмещенных классах комплектах «Содержание и методика преподавания отдельных предметов в условиях малокомплектной школы». В рамках данного семинара был проведен конкурс панорамных уроков. Всего в семинаре принимали участие 67 педагогов.

14 августа в рамках августовского секционного совещания была организована работа секции учителей МКШ и ОШ-РЦ. В работе секции приняли участие 49 человек. На данной секции были рассмотрены вопросы о роли методической службы в развитии инновационных процессов МКШ, применения инновационных педагогических технологий обучения как средства повышения качества обучения, инновационные подходы в управлении воспитательным процессом в МКШ и ОШ-РЦ, повышения качества психологического сопровождения педагогической деятельности в ОШ-РЦ через внедрение инновационных активных форм и методов работы, и т.д.

7 ноября 2014 года на базе КГУ был проведен практический семинар для ОШ-РЦ и магнитных школ по итогам первой установочной сессии. Целью проведения данного семинара было выявление проблем организации учебной деятельности в ОШ-РЦ и организации межсессионной работы, также были намечены пути решения этих проблем, организована площадка для взаимопомощи и обмена опытом работы в ОШ-РЦ и магнитных школах.

11 декабря 2014 года совместно с филиалом АО «НЦПК «Орлеу» ИППКПР по СКО был проведен республиканский семинар по теме «Использование информационных технологий в условиях сельской школы». Целью данного семинара была диссеминация достижений теории и эффективного опыта комплексного применения информационно-коммуникационных технологий в современной сельской школе в рамках актуализации Приоритетных направлений развития образования на 2014-2016 г. и совершенствования единого информационно-образовательного пространства.

В апреле 2015 года рабочей группы МОН РК и НАО им. Ы. Алтынсарина изучалась деятельность РЦ области. Посещено 43 школы в 8 районах области и 11 ресурсных центров. Членами рабочей группы был отмечен положительный опыт организации деятельности в ОШ-РЦ.

22-23 октября 2015 года в Национальной Академии образовании им. И. Алтынсарина был проведен 1 Республиканский конкурс «Лучший ресурсный центр (опорная школа)».

Конкурс проводился по поручению Министерства образования и науки Республики Казахстан с целью выявления, обобщения и распространения лучшего опыта организации деятельности ресурсных центров, поиска новых педагогических идей и инновационных подходов в управленческой, методической и учебно-воспитательной деятельности ресурсных центров.

22 октября была организована выставка участников Республиканского конкурса. Конкурс, согласно положению, был проведен в два этапа: на областном и республиканском уровнях.

Северо-Казахстанскую область представляли два ресурсных центра:

  • Саумакольская СШ №2, Айыртауский район;
  • Воскресеновская СШ, Мамлютский район.

Сведения о деятельности ресурсных центровСведения о деятельности ресурсных центров

Перед участниками конкурса выступили Жонтаева Ж.А., директор Департамента дошкольного и среднего образования, информационных технологий Министерства образования и науки Республики Казахстан; Сыздыкова Г.С., вице-президент Национальной академии образования им. И. Алтынсарина.

Выступления участников оценивала конкурсная комиссия в составе: Контаев С.С., научный руководитель лаборатории МКШ учебно-методического центра Карагандинского областного управления образования; Наурызбай Ж.Ж., заведующий отдела воспитания и этнокультуры НАО им. И. Алтынсарина; Забара Л.М., директор Департамента развития среднего образования АО «Информационно-аналитический центр»; Баубекова Г.Д., главный научный сотрудник отдела воспитания этнокультуры НАО им. И. Алтынсарина.

По итогам 1 Республиканского конкурса наши участники были отмечены в номинациях, «Инновациялық мектеп», «Ауылым — алтын бесiгiм».

Номинанты и победители конкурса были награждены грамотами и дипломами Министерства образования науки Республики Казахстан, Национальной Академии образования им. И. Алтынсарина.

Сведения о деятельности ресурсных центровСведения о деятельности ресурсных центровСведения о деятельности ресурсных центров

Дата создания статьи: 21.05.2018 10:48

Последние изменения страницы: 20.08.2018 14:34

Руководитель управления
Каримова Гульмира Раинбековна

Подать резюме

Октябрь 2018
ПнВтСрЧтПтСбВс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Министерство юстиции РК

Министерство юстиции Республики Казахстан во избежание недоразумений при пересечении границы Республики Казахстан, рекомендует физическим и юридическим лицам произвести проверку на наличие имеющейся задолженности по судебным актам и временного ограничения на выезд за пределы Республики Казахстан на сайте www.adilet.gov.kz

Послание ПрезидентаОфициальный сайт Президента Республики Казахстан Премьер-министр Казахстана egov.kz Ассамблея народа Казахстана Официальный интернет-ресурс Северо-Казахстанской области IPO ДКБ2020 Алтын сапа Әділет Модернизация пенсионной системы Казконтент Инновационные гранты Защита бизнеса СКО Электронная биржа труда Официальный интернет-ресурс Комитета внутреннего государственного аудита Министерства финансов РК 100 новых лиц Казахстана Министерство по делам религий и гражданского общества Республики КазахстанАстана — столица Великой степи

@2018 Коммунальное государственное учреждение «Управление образования акимата Северо-Казахстанской области»

A- A A+